История РосСНИО

ИСТОРИЯ ОТ РУССКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА
К РОССИЙСКОМУ СОЮЗУ НАУЧНЫХ И ИНЖЕНЕРНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

РТО дореволюционной России.

История научно-технических обществ России неразрывно связана с историей развития отечественной науки, техники, промышленности.

Первой крупной общественной научно-технической организацией было Русское техническое общество (РТО), возникшее в Петербурге в 1866 году по инициативе прогрессивных ученых и инженеров. Они разработали и подали на рассмотрение в правительственные органы проект Устава РТО, другие учредительные документы. 12 апреля 1866 г. Комитет министров рассмотрел и одобрил проект, а 22 апреля он получил «высочайшее соизволение» царя. Эта дата и считается моментом создания Российского технического общества.

Первым председателем РТО был Андрей Иванович Дельвиг, барон, генерал-лейтенант, сенатор, инженер, мемуарист.

А.И. Дельвиг был инженером с большим практическим опытом. Выходец из аристократической семьи. Назван Андреем в честь дяди – князя Андрея Волконского, который являлся прототипом князя Андрея Болконского в великом романе «Война и мир» Л.Н. Толстого. Мать – урожденная княжна Волконская, принадлежала к потомству Рюриков. Ее предками по отцовской линии были князья и бояре, один из которых был соратником Петра Великого – возглавлял все драгунские полки и обер-команды Москвы, Тулы и Ярославля.

В 1832 году А.И. Дельвиг окончил Институт инженеров путей сообщения – привилегированное учебное заведение того времени, из которого выходили высокообразованные, технически грамотные специалисты, способные к самостоятельной инженерной деятельности.

Одно из главных направлений служебной деятельности А.И. Дельвига – железнодорожное строительство, но он параллельно занимался и другими ответственными делами в области строительства. В 1836 году был одним из руководителей в проведении гидротехнических работ по устройству плотины при реконструкции Тульского оружейного завода. В 1837 году производил гидротехнические исследования на реке Упе в Туле с целью улучшения ее судоходства.

Среди «отвлечений» Андрея Ивановича от инженерного дела следует отметить его литературный талант, а книга «Мои воспоминания» по праву может быть отнесена к шедеврам мемуаров.

Согласно Уставу, Общество составляли почетные члены, действительные члены, члены-соревнователи и члены-корреспонденты. Во главе Общества стоял председатель, которого избирали из числа действительных или почетных членов. Новая яркая, хотя и короткая, страница биографии барона А.И. Дельвига начинается 8 марта 1867 году и заканчивается 21 ноября 1870 года. Именно в этот отрезок времени он находился на посту председателя Императорского русского технического общества.

Почетными членами РТО были такие всемирно известные ученые и инженеры, как Д.И. Менделеев, Н.Е. Жуковский, Д.К. Чернов, Т.А. Эдисон, А.Г. Эйфель.

Впервые было организовано участие российских ученых в международных выставках, конференциях и съездах по различным техническим направлениям.

В этом же году было положено начало созданию особого технического музея.

В 1875 году в С.-Петербурге был организован съезд главных деятелей машиностроительной промышленности, а в 1890 году – съезд специалистов по техническому образованию.

Были разработаны мероприятия по введению системы мер и весов.

Впервые обращено внимание на вопросы о привилегиях на изобретения.

Устав РТО выделил основные направления деятельности. Первоначально были созданы четыре отдела: химических производств и металлургии; механической технологии, механики и машиностроения; строительного, горного искусства и архитектуры; судостроения, морской техники, артиллерии и оружейного производства. Спустя несколько лет прибавились еще четыре направления: светописи и ее применения; электротехники; воздухоплавания и железнодорожное.

К началу XX века Общество насчитывало уже 14 отделов.

Современность.

С октября 1917 года начался новый этап в развитии общественных научных и технических организаций. Не вдаваясь в исторический экскурс становления советской власти, отметим только основные вехи развития Научно-технического общества (НТО).

В предвоенный период был заложен прочный фундамент для создания сырьевой базы индустрии страны, а такие отрасли, как авиационная, автомобильная и здравоохранение получили мощный толчок в развитии. Это было время перевыполнения производственных планов, время, когда партия призывала ученых, инженеров, техников и передовых рабочих направить все силы, творческий потенциал на подъем народного хозяйства, и НТО отводилась очень важная роль. В то же время были буквально разгромлены передовые отряды биологов-генетиков, а «враги народа» А.Н. Туполев, С.П. Королев и многие другие творили открытия мирового уровня в застенках советских тюрем.

Военное время потребовало усиленного развития таких направлений, как ремонт подвижного состава на железных дорогах, скоростная обработка металлов, разработка новых технологий выплавки стали, автоматизация литейного производства, изготовление горючих и смазочных материалов, производство боеприпасов и многих других. Шло освоение Урала и Сибири, т.к. туда были эвакуированы почти все крупные стратегические производства.

Восстановление народного хозяйства страны после разрушительной войны поставило грандиозные задачи перед всем народом и, в первую очередь, перед его передовым отрядом – научно-технической интеллигенцией. НТО внесли значительный вклад в создание новой техники, во внедрение в производство новых научных разработок, открытий, изобретений и рационализаторских предложений.

В 1954 году по всей стране Советов (республиканские, краевые, областные союзы НТО) научно-технические общества были реорганизованы по отраслям народного хозяйства и финансировались соответствующими министерствами. Важное направление в работе обществ того времени – организация обмена научным и производственным опытом между собой, и здесь получают развитие выставочная деятельность, организация курсов, семинаров и кружков.

Во все времена во главе научно-технических обществ стояли крупные ученые с мировым именем: академики А.В. Винтер, И.М. Губкин, А.Н. Бах, Г.М. Кржижановский, Е.П. Велихов, С.П. Капица, А.Ю. Ишлинский, Ю.В. Гуляев и многие другие.

Но, создавая материальные и интеллектуальные ценности, являясь двигателями прогресса, сами ученые, инженерно-технические работники, как правило, не пользуются плодами этого прогресса: их труд является низкооплачиваемым и не престижным. Возродить престиж профессии инженера, защитить его в социальной среде, создать условия для производительного и творческого труда, поднять его жизненный уровень и при этом сохранить традиции самоотверженной патриотической деятельности технической общественности – вот на сегодня важнейшая задача Российского Союза НИОО.